Помните времена, когда мы выбирали игру по упаковке? Ведь не работали ещё сайты с оценками, да и журналы водились далеко не у каждого. Но зачем они нужны, если на картинке и так всё видно: вот роботы, вот монстры, вот Марио, а здесь какая-то лазерная крутизна — отлично, дайте две. И никого не терзал когнитивный диссонанс из-за того, что вылизанная сценка со стикера превращалась на экране в дискотеку квадратных пикселей. Сегодня подобное сложно представить: изменились и развлечения, и подход к их рекламе, и упаковки стали другими. Посмотрим, как это произошло.
Едва появилась приставка с картриджами, как возникли идеи их оформления. Печатью картинок на коробках дело не ограничилось: сами носители игр для Atari 2600 имели разную форму — от прямоугольников до ребристых «башен» с Q-Bert или «полочек» с Dragonfire.
С кассетами для компьютера ZX Spectrum и его клонов сложилась двоякая ситуация. Настоящие коробки содержали (за редким исключением) по одной игре и украшались качественной полиграфией.
Но кому нужен этот снобизм, если можно взять магнитофон «Соната» и записать поверх концерта Led Zeppelin хоть дюжину программ? А оформить при помощи шариковой ручки или матричного принтера. Картинки — для слабаков!
Оригиналы хитов для приставок третьего поколения были у нас такой же редкостью, как и картриджи Atari 2600. Всё потому, что компания Steepler наводнила рынок тайваньским контрафактом. Но кто искал подлинники, тот находил их — только втридорога.
Пираты тоже не лыком шиты: для клона, известного как Dendy, предлагали обычные картриджи и якобы лицензионные — со стикерами на русском и в аккуратных упаковках. Естественно, ценился второй вариант, хотя выбор был, по сути, из двух подделок.
SEGA надолго задала моду в дизайне упаковок: пластиковый кейс «книжкой» в яркой обложке поверх чёрной основы, часто с буклетом внутри. Сегодня обычное дело, а тогда — новинка.
С чем наши геймеры не заморачивались, так это с дискетами, которые не требовали каких-либо обложек. Надпись фломастером «DOOM» была красноречивее любых артов. Но лицензионные флоппи-диски упаковывались не хуже картриджей.
Лазерные носители данных изменили всю индустрию, за исключением разве что Nintendo, — да и та в эпоху DVD опомнилась, выпустив GameCube. Даже 16-битная Mega Drive получила привод Sega CD. Больше объём, выше качество — и новый формат упаковок для всех платформ.
Обычным изданиям сопутствуют ограниченные — для фанатов. С артбуками, фигурками, а порой и со штуками покруче. Например, в комплект Call of Duty: MW 2 Prestige Edition входит прибор ночного видения, а в «коллекционку» Fallout 4 — почти настоящий «Пип-бой».
Редкий читатель не пошутил про Nintendo Labo для консоли Switch — дополняющий картридж набор картонок, из которых можно собрать игровой манипулятор. И впрямь похоже на коробку с конструктором.
Источник: